1. без Библии 2. с Библией |
Урок 3. Христос - один из нас |
|
Комментарий для учителейЦель учителя1. Исследовать значение человеческой природы Христа для нашего спасения. 2. Объяснить важность страданий, через которые Христос прошел в земной жизни и на Голгофе. 3. Объяснить необходимость соединения человеческой и Божественной природы во Христе. План урокаI. Христос до Своего воплощения на земле. II. Воплощение Христа. III. Страдания и смерть Христа. КомментарииВ первой главе Послания к Евреям мы читаем, что Иисус Христос «превосходнее» пророков Ветхого Завета и ангелов. Из второй главы мы узнаем, что Он стоял у истоков спасения и принес избавление не для ангелов, а для людей, Своего народа. До сознания иудеев, которым и было адресовано послание, нужно было донести истину о том, почему Богу пришлось, воплотившись и во всем став, как человек, совершить примирение и предложить искупление наших грехов. Иисус стал человеком для того, чтобы спасти человека. Став одним из нас, Он взял на Себя бремя всех наших проблем, чтобы иметь возможность искупить нас. Иисус снизошел и пришел на эту землю, чтобы, претерпев унижение совершить спасение мира от грехов. Как такое могло произойти? Как Бог мог стать Человеком? Чтобы ответить на эти вопросы, нам следует внимательно изучить два основных момента: статус Иисуса и человеческую природу Иисуса в Его взаимоотношениях с человеком. I. Статус Иисуса: Бог, ставший ЧеловекомСын Божий, Создатель и Господь ангелов, людей и всех живых существ, в Своем смирении лишил Себя Своего высокого положения и стал Человеком, чтобы спасти человека. Ангелы не были наделены правом управлять сотворенным Сыном, а у человека такое право было, по крайней мере, в пределах земли. Совершив грехопадение, Адам стал жертвой миропорядка, установленного им же самим. Но ни одному ангелу не дано управлять мирозданием. Напротив, ангелы, находясь в подчинении у Бога и являясь Его служителями в управлении вселенной (см. Евр. 1), должны также служить святым (см. Евр. 1:14). Поэтому Слово не могло воплотиться в ангела, иначе это противоречило бы Божественному провидению. И Слово стало человеком, потому что задолго до этого, с самого начала, у Бога был особенный замысел о человеке. Он стал человеком не ради спасения ангелов, а для того, чтобы спасти человечество. Однако нельзя быть человеком в полном смысле этого слова, не являясь частью какого-то сообщества людей или семьи. Вот почему, когда Сын Божий воплотился в человека, он стал сыном Авраама (см. Мф. 1:1), а следовательно, Заступником и Спасителем всех детей Авраама. Безусловно, не следует думать, что это спасение принадлежит исключительно «семени Авраама» по плоти. В данном случае под «семенем Авраамовым» мы должны понимать общечеловеческую семью верующих. Иисус стал по плоти «семенем Авраама», и это был единственно возможный для Него путь воплощения во имя спасения человеческого рода. II. Человеческая природа Христа и Его первосвященническое служениеОбратив внимание читателей на человеческую природу Иисуса, автор Послания к Евреям раскрывает значимость этого факта для служения Христа. Павел придает особое значение объяснению человеческой природы Иисуса Христа и Его высокой миссии Ходатая за все человечество, с которым у Него теперь так много общего. Как подчеркивается в Евр. 4:15, Иисус, для того чтобы служить Своему народу в качестве Первосвященника, должен был во всем походить на Своих братьев — во всем, кроме греха. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Иисус, став человеком, «немного был унижен пред Ангелами» (см. Евр. 2:9). Иисус, претерпевший смерть, был вознесен на небывалую высоту величия и славы. Более того, Иисус был облечен небесной славой именно потому, что Он перенес унижение, страдания и смерть. Подобную мысль мы встречаем у апостола Павла: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» ( Флп. 2:9). Иисус страдал вместе с человечеством и ради человечества. Он через страдания стал совершенным во всех отношениях Первосвященником Своего народа. Он милостив, потому что прошел через страдания и испытания и теперь в состоянии сострадать нам. Ему можно доверять, потому что Он претерпел до конца, не согрешив. Среди этих вопросов самым главным является вопрос греха. Каким образом грешник может приблизиться к престолу Божьему: сам по себе или же через посредника? Человек может с уверенностью приступить к Богу только в том случае, если его грехи были уже рассмотрены и прощены. Именно это в первую очередь говорит в пользу Иисуса как непревзойденного Первосвященника и Ходатая за Свой народ. И не только потому, что Он, не имея греха, Сам имеет право всегда входить в присутствие Божье, но еще и потому, что Он, взяв на себя грехи Своего народа, может ходатайствовать перед Богом о его спасении. Наш Первосвященник Иисус Христос не только избавляет Свой народ от греха, но также устраняет барьеры, возникшие между Богом и человеком в результате грехопадения. Тексты для исследования: Быт. 1:26; Пс. 8:5, 6; Мф.4:1—11; Ин. 17:5; Флп. 2:71. Почему, для того чтобы искупить нас от наших собственных грехов и неизбежной смерти, Иисус должен был пройти через унижения, страдания и даже смерть? Почему невинное существо должно страдать за грехи другого? Играет ли в этом какую-либо роль Божественная природа Иисуса или нет? Что нам говорит о характере Бога Его готовность пойти на смерть ради нашего спасения? 2. В каком смысле человек «умален пред Ангелами»? Применимо ли это выражение к человечеству как до грехопадения, так и после него? Если это выражение применимо только к периоду после грехопадения, тогда что мы можем сказать о человеческой природе Иисуса? 3. Что нам говорит о характере отношений между Богом и человеком то, что Бог в Иисусе стал человеком? Может ли этот факт иметь какое-либо отношение к тому, что человек был сотворен по образу Божьему? Как ваше понимание человеческой природы Христа помогает вам строить отношения с Иисусом? Каким образом изменились бы наши отношения с Иисусом, если бы не было Его воплощения на земле? 4. В Послании к Евреям упоминается о том, что Христос был искушаем, т. е. в некотором смысле проходил проверку. Было ли известно заранее, что Иисус пройдет эту проверку? Существовала ли возможность неудачи? Обоснуйте свой ответ. Личное благовествованиеЯ представляю себе картину, как молодой человек в благоговении преклоняет колени перед Божьим престолом. Он трепещет от ощущения царящей везде атмосферы святости. Вся вселенная, затаив дыхание, внимательно следит за происходящим. Вдруг он заметил, что над ним кто-то склоняется. Молодой человек робко поднимает голову, и его глаза встречаются с нежным взглядом Иисуса. Сильная рука поднимает юношу с колен, потому что у него просто нет сил, чтобы подняться самому. Перед молодым человеком стоит Иисус и, обращаясь к Отцу, говорит: «Я его знаю». Мы часто отождествляем себя с теми, кого мы хорошо знаем и кто нам духовна близок. Пройдя земной путь, Иисус тоже может легко отождествлять Себя с нами. Он воплотился в человека и, подобно нам, был «искушен во всем, кроме греха» ( Евр. 4:15). Он пережил все то, что выпадает пережить в жизни нам, и вышел победителем. Поэтому мы можем быть уверены: Тот, Кто ходатайствует за нас перед Божьим престолом и говорит от нашего имени, «есть свидетель верный» ( Откр. 1:5) и силен спасти нас, Перед разъяренной толпой стоит ни в чем не повинный Человек. В Него плюют, на Его голову сыплются проклятия и необоснованные обвинения. .Он не сделал ничего плохого, однако те, кого Он пришел спасти, подвергли Его всяческим унижениям, затем жестоко истязали и в конце концов убили. На протяжении всей истории человечества подобная жестокость и ненависть стала причиной смерти миллионов невинных людей. Иисус пережил то, с чем постоянно приходится сталкиваться всем нам. Он вышел победителем и жив сейчас. Именно поэтому мы тоже сможем жить с Ним в вечности. Когда мы благовествуем, давайте рассказывать людям о том, как Иисус стал одним из нас, чтобы мы стали одно с Ним. И теперь, когда Небесный Отец смотрит на нас, перед Его взором стоим не мы, а Его Возлюбленный Сын. От теории к практикеВ прологе к книге «Человек в потертых джинсах» ее автор Лаури Бес Джоунс написала: «Много лет назад мне снился сон. Я стою на лугу и вдруг вижу, как ко мне подходит человек в потертых джинсах. По мере того, как Он подходит все ближе, я начинаю понимать, что это Иисус. Увидев мое замешательство, Он сказал: „Почему ты удивлена? Тогда я приходил, одетый в рубище, потому что те люди были одеты в рубище. А сейчас Я пришел в потертых джинсах, потому что ты носишь джинсы". С этого момента я по-настоящему полюбила Его. В Человеке, Который носит потертые джинсы, есть что-то такое знакомое и такое притягательное» («Человек в потертых джинсах». Нью-Йорк, Гиперион, 1997). Вопросы для размышления1. В Своей жизни Иисус стремился найти точки соприкосновения с человечеством. Он, конечно же, мог прийти на землю в облике огромного великана с огненным нимбом над головой, чтобы поразить мир Своим величием. Но Он этого не сделал. Поразмышляйте над Его жизнью, над тем, где и как Он жил, что говорил. Перечислите те стороны Его жизни, в которых Он был «одним из нас». Как вы думаете, почему для человека так важно иметь непосредственное общение с Богом, Высшим Существом? В чем проявляется духовная ущербность последователей религий, не имеющих прямого общения с Богом? 2. Приходилось ли вам когда-нибудь всматриваться в темноту ночного неба? Необъятные, ничем не заполненные пространства, огромные расстояния до ближайших звезд. А теперь поставьте себя на место Бога. Какие мысли приходили к Нему, когда Он принял решение отправить через это черное пространство Своего единородного Сына в опасное путешествие на пораженную грехом землю? Как вы думаете, какие чувства Он испытывал каждый раз, когда дьявол подвергал опасности миссию Сына? Что побудило Бога пойти на этот шаг? . Иисус Христос закончил Свое служение на кресте, истекая кровью. Его последнее слово было похоже на выдох: «Совершилось». Как вы думаете, какой смысл Он вложил в это простое слово? Может, Он имел в виду завершение Своей миссии на земле? Дайте полный ответ. Ожидает ли Бог от нас что-то еще в дополнение к тому, что Его Сын совершил на кресте? Аргументируйте ваш ответ. Вопросы для закрепления1. Когда нам удается найти что-то общее друг с другом, у нас возникает такое чувство, как будто между нами исчезла преграда. Вы заметили, что чем больше общего у вас с близкими и друзьями, тем проще вам общаться. Вспомните человека, которого вы считаете своим «врагом». А теперь найдите по крайней мере десять пунктов, объединяющих вас. Каким образом они могут помочь вам научиться прощать друг друга? Еще больше походить на Христа? Если Иисус, Сын Божий, в Своем стремлении стать нашим «братом» смог найти то, что нас объединяет, то как теперь это «братство» должно отразиться в нашей жизни? 2. Слово «священник» пришло от латинского слова «понтифик», что также означает «строитель мостов». Иисус был одновременно священником и строителем. Его основная цель пребывания на земле в человеческом облике — навести прочный мост между нами и Богом. В этом нам тоже отводится определенная роль. Где наше место в возведении этого моста? Что мы теряем или приобретаем, когда принимаем участие в возведении своего участка моста от человека к Богу? Какую роль в этом строительстве играет человеческая природа Иисуса Христа? Окинув взглядом прошлое, мы видим, что миссия Христа увенчалась успехом. Перед тем, как излить на учеников Святой Дух для продолжения начатого Христом служения, Иисус открыл им Свою Божественную природу. Как в нашем служении отражается человеческая и Божественная природа Христа? Почему для человека так важно понять человеческую природу Иисуса? Какое влияние оказывает на наше духовное возрастание то, что Иисус соединил в Себе человеческую и Божественную природу? ЗаключениеХристос объединил в Себе человеческую и Божественную природу. Чтобы искупить нас, Он принял решение воплотиться в человека. Ему пришлось столкнуться со слабостью и искушениями человеческой плоти, однако Он победил грех. Только после этого Он смог приступить к служению Первосвященника, представляя человечество перед Божьим престолом. |